вторник, 14 июля 2015 г.

МК по шляпам от agatielee

источник
Я думала-думала и все-таки решила показать здесь, как я делала шляпы для кукломужчины. Вдруг кому-то да пригодится. Или натолкнет кого-то на новые идеи )




Как я делала мужские шляпы формата 1:4.
Этап 1. Модель.
Первым делом нужно решить для себя, какую именно модель шляпы вы собираетесь изготавливать и найти образцы для наглядности, либо продумать эскиз, если планируется какая-либо фантазийная, нестандартная модель. Это определит направление, в котором нужно работать при изготовлении болванки. Мне нужно было изготовить летнюю шляпу на куклу-мужчину, в масштабе 1:4.
Для начала, я не очень хорошо разбиралась в шляпах, но интернет – шикарная штука – восполнил мои пробелы в знаниях. Я решила, что это будет шляпа трилби, и мне захотелось сделать имитацию соломки.
Потом мне захотелось попробовать разные материалы для «соломки».
           Затем мне вздумалось сделать «фетровую» шляпу, классическую модель федора или, как ее еще называют, борсалино. Мой кукло-парень в общем-то не нуждался в ней, но любопытство «получится/не получится» взяло верх и шляпа появилась в моих планах. Иногда все же следует ограничивать себя в желаниях, я считаю )))
В целом, для изготовления всех перечисленных шляп, я использовала один и тот же принцип проклейки и формовки на болванке, но разные материалы определяют тонкости технологического процесса, о них я и расскажу чуть ниже.
           Этап 2. Материалы.



1.*Ножницы портновские/раскройные/и т.п. Любые ножницы, годные для того, чтоб без проблем резать ткани.
2. Ножницы маникюрные.  Я в общем-то считаю кощунством, использовать ножницы не по назначению (да и они обычно тупятся от этого),  но для мелких работ иногда лучше всего подходят маникюрные.
3.*Кисть синтетическая. Пригодится для проклеивания/грунтовки/лакировки.
4.  Наждачная бумага на губке. Мелкая. Можно обойтись и просто наждачной бумагой, но «губка» значительно облегчает жизнь.
5.*Собственно, наждачная бумага.
6.*Пищевая пленка.
7.*Скотч (лучше узкий, просто у меня скотч используется очень широко, поэтому его много).
8.*Клей ПВА.
9.*Папье-маше (я готовлю его сама). Или скульптурный пластилин.
10.Грунтовка. В моем случае это самоотвердевающая полимерная глина (La Doll), разведенная водой до густоты сливок, – шликер. Можно использовать и грунт для картин, но он, как я заметила, не очень хорошо шкурится.
11.Любой глянцевый лак.
12.Бобина ниток фирмы Gutermann для формирования собственно шляпы.
13.Атласная лента для отделки шляпы.
           Поразмыслив, я добавила к списку еще и материалы, из которых планировала другие шляпы.



1.Вощеный шнур, толщиной  около 1мм (а можно использовать и вязальную пряжу).
2.Канва для вышивки.
3.Пальтовая ткань для имитации фетра. Ну, и нитки в цвет, т.к. здесь необходимо будет стачивать некоторые детали. Впрочем, если приловчиться, можно обойтись и без ниток.
* Звездочками я пометила материалы, без которых, ну, вообще никак не обойтись. Остальные – по выбору, или по модели.
Этап 3. Болванка.
3.1. Болванку для формирования на ней шляпы я делала «на века» из папье-маше. Хочу заметить, что причиной этому послужило мое желание изготовить несколько похожих по форме шляп. Если же вам нужна всего одна, то можно вполне обойтись скульптурным пластилином, аккуратно покрыть его поверхность пищевой пленкой и смело переходить к следующему этапу.
Если же вы такие же маньяки, как я, то предлагаю рассмотреть, как я делала эту болванку.
3.2. Планируемый мной способ изготовления шляп не предполагает, что они будут мягкими. Поэтому важно не ошибиться с внутренними диаметрами и внутренней формой шляпы.
Для этого я начала делать болванку прямо на голове куклы, тщательно обмотав голову пищевой пленкой и закрепив все это скотчем.



Здесь хочу обратить ваше внимание, что на кукле должны быть его волосы, и не стоит обматывать головушку слишком уж плотно. Дело в том, что когда вы снимете пленку, может оказаться, что волосы поднимутся, и появится объем, который попросту не даст вам одеть шляпу. В моем случае, можно было оставить и чуть больше объема.
3.3. На пленке вокруг всей головы маркером наносятся линии, обозначающие тот участок, где шляпа будет наиболее плотно прилегать к голове. Чтобы определить, где на голове будет этот участок, вам придется либо пересмотреть массу фото, либо, что вообще замечательно, посмотреть, как это все выглядит на реальной человеческой шляпе, если у вас таковая найдется. Я опиралась на фото.



3.4 Далее можно начинать формировать из папье-маше или пластилина саму болванку. Тулью,



И поля:



Участок, отмеченный маркером, при этом не залепливается. Я решила, что на этом этапе можно ограничиться лишь «наброском» формы, а окончательный вид придать, когда заготовка снимется с многострадальной головушки.
3.5. Для того, чтобы снять заготовку с головушки и сохранить при этом незалепленный промежуток нужной ширины, я заморочилась с изготовлением узеньких держателей.



3.6. Вся эта конструкция тщательно просушивается и снимается.



3.7. Далее необходимо заполнить образовавшийся промежуток. Это можно сделать изнутри болванки. 



Нельзя забывать, что внешняя поверхность болванки для шляпы станет внутренней, поэтому нужно внимательно следить за объемами. Чем меньше масштаб шляпы, тем заметнее будут ошибки.
3.8. Держатели в процессе слегка отмокли и легко снялись. Кроме того, я сформировала тулью окончательно. Если для изготовления вы используете папье-маше, то вам следует помнить, что при высыхании маше немного дает усадку и коробится. Можно сделать детальку чуть объемнее, а потом сошкурить этот лишний объем, если он не уйдет сам при высыхании.



На фото можно увидеть, что я начала на этом этапе формировать загнутые вверх поля. Так вот, это совершенно зря. Удобнее будет полностью обработать сначала тулью, а потом уж браться за поля, иначе они будут мешаться.
3.9. Дальше берем наждачку и шкурим-шкурим-шкурим…

Долепливаем, сушим, шкурим до тех пор, пока форма и поверхность не станут удовлетворять нашим запросам. 



На голову, конечно, это все уже не надевается.
Болванка же из пластилина нуждается только в формовке.
3.10. Следующим этапом будет покрытие шликером/грунтовкой.



Просушиваем, шкурим до гладкости. И так несколько раз. Я решила ограничиться тремя слоями шликера.
3.11. Высушенную болванку покрываем лаком.
Для дальнейшей работы болванку удобнее всего покрыть слоем пищевой пленки, закрепив ее скотчем. Это облегчит снятие шляпы с болванки впоследствии. Ну, а пластилиновую болванку в любом случае необходимо покрывать пленкой, чтобы еще и не испачкать шляпу пластилином.
Этап 4. Формирование шляпы из нитей.
4.1. Для формирования шляпы необходимы нить, из которой, собственно, шляпу и делаем, и клей ПВА. 



4.2. Закрепляем клеем кончик нити приблизительно посередине тульи сверху. Здесь очень важно угадать положение закрепляемого кончика так, чтобы спереди, сзади и с боков от этого участка до предполагаемых краев полей было приблизительно равное расстояние. Ждем, когда кончик высохнет. И начинаем спирально укладывать нить, смачивая ее клеем.



Я использовала грузик на начальных этапах, чтобы нить высыхала в правильном направлении.
Не стоит наматывать сразу всю шляпу, влажные от клея нити могут поехать. Лучше наматывать 2-3 ряда и высушивать, затем следующие 2-3 ряда и т.д.
4.3.  Итак, один слой готов.



Пока я снимала шляпу с болванки, было обнаружено, что слой этот слишком тонкий, поэтому я решила намотать сверху второй слой. Заодно поправила положение макушки шляпы.



4.4. Если использовать для намотки нить потолще, либо так называемый вощеный шнур, то можно обойтись и одним слоем.



4.5. Дальше шляпы примеряем.


И вообще любуемся проделанной работой )



Этап 5. Шляпа из канвы.
5.1. В некоторых магазинах я встречала шляпы из соломки, но словно вытканные. Мне приглянулся их внешний вид. Канва для вышивания имеет подобную структуру, но мельче, то есть, именно то, что нам и нужно. 



Формирование идет за счет натягивания ткани на болванку и сокращения/растяжения промежутков между нитями в переплетении ткани соответственно поверхности болванки. Пошаговых фото здесь я не делала, но последовательность приблизительно такова:
1 квадрат ткани располагаем так, чтобы нити основы (или уток) прошли вдоль линии симметрии от передней стороны к задней.
2 смачиваем ткань клеем на участке макушки и прижимаем грузиком до высыхания.
3 приклеиваем ткань на участках вдоль линии симметрии спереди и сзади.
4 приклеиваем ткань на участках, перпендикулярных линии симметрии, по бокам.
5 аккуратно подтягиваем в направлении по косой смоченную клеем ткань на оставшихся участках-секторах, и разглаживаем до тех пор, пока не уйдут складочки (нити ткани основы и уток в переплетении меняют положение относительно друг друга и пересекаются уже не под прямым углом).
6 каждый приклеиваемый участок тщательно высушивается.



Из неприклееных краев сформировать поля уже практически невозможно, поэтому я тулью отрезала.
5.2 Тулью снимаем, болванку готовим для формирования полей.



5.3. Поля изготавливаются также из квадрата ткани, на котором предварительно отмечаем форму отверстия по тулье и вырезаем это отверстие, не забывая оставить припуски.



5.4. Поля формируются с клеем и вот таким импровизированным приспособлением:



Потом я уже сообразила, что можно использовать валик из пластилина, обернутый пленкой. Его можно увидеть на фото чуть ниже. Только сохнет с ним все немного дольше.
5.5. Края такой шляпы могут выглядеть по-разному. Можно оставить их слегка растрепанными, это придало бы шляпе такой пасторальный вид. Мне же хотелось четкого края, поэтому, я приклеила там, где у меня предполагался край, несколько нитей, вынутых их переплетения, из этого же куска, с краю. 



5.6. Снимаем поля и вырезаем их.





5.7. Теперь нужно склеить тулью с полями. Делать это лучше также на болванке.



5.8. Готовенько.

Этап 6. Отделка.
6.1. Итак, мы имеем несколько шляп.



Теперь их нужно украсить и желательно покрыть лаком.
6.2. Я выбрала в качестве отделки для шляпы из канвы кромку этой же канвы. Там была введена дополнительная нить другого цвета, мне понравилось это цветовое сочетание. Для первой шляпы из нитей я выбрала контрастную атласную ленту, а к шляпе из шнура не стала ничего подбирать. Она меня и так вполне устраивала.



На этом фото получился реальный цвет )



6.3. Затем для большей надежности я покрыла шляпы матовым лаком-спреем Marabu Mattlack (пр-во Германия).



Впрочем, последнее не обязательно.
Этап 7. Шляпа из «фетра».
Изготовление шляпы из «фетра» оказалось самым сложным, приходилось много пробовать, на фото, к сожалению, внимания уже не оставалось. Поэтому фото маловато, так что я лишь опишу процесс в общих чертах.
7.1. Собственно, шляпа из пальтовой ткани должна формироваться наподобие шляпы из канвы. Но пальтовая ткань не имеет такой разреженной структуры, поэтому я решила, что мне необходимо все же сделать выкроенные детали. Так что я начала с изготовления лекал.
Для этого обернутую пленкой болванку я обклеила лейкопластырем на тканевой основе.



7.2. Наметила предполагаемые линии разрезов, сняла слой лейкопластыря вместе с пленкой.



7.3. По снятым лекалам изготовила бумажные лекала. Изначально я предполагала их сшивать встык.



7.4. Далее кроила детали из ткани.



Я решила делать тулью из одного слоя, а вот поля – из двух слоев, склеенных между собой. Таким образом достигается необходимая жесткость и формоустойчивость, да и красивая изнанка полей.



7.5. А вот дальше все пошло наперекосяк. Сшитая тулья не желала принимать нужную форму на болванке, а приняв-таки ее, оказалась грубой, неаккуратной, да и вообще ни разу не похожей на классическую федору.
Тогда я решила, во-первых, изменить форму болванки, использовала для этого пластилин. Во-вторых, я решила тулью не сшивать, а взять полоску ткани с достаточными для работы припусками и оклеить болванку, но так, чтобы у меня получился «шов» встык по донышку шляпы и сзади. Приблизительно так:



Кстати, здесь уже видно, как удобно использовать пластилин для формовки.
Получилось! Еще бы чуть аккуратней, и не пришлось бы даже маскировать шов сверху.



Тулью изнутри я покрыла глянцевым лаком – это добавило формоустойчивости и облегчило процесс одевания.
7.6. С полями, сделанными по лекалам, никаких проблем не было, я стачала шов сзади встык и примерила. Получился Ван Хеллсинг, а не борсалино )))



7.7. Для формирования полей борсалино я сделала одноразовую болванку из пластилина. Склеила между собой два слоя изнанкой друг к другу и, пока они были еще влажные от клея, уложила их на болванке, соединив сразу с тульей.



7.8. Дальше оставалось только подосноровить поля и прикрепить отделку. Для отделки я нашла кусочек натуральной кожи, подходящий по цвету.
Таким образом, все шляпы готовы.




Комментариев нет:

Отправить комментарий